Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС.

“Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…”
В.А.Сухомлинский.

 Актуальность представляемого опыта.

 Использование новых образовательных технологий, раннее начало систематического обучения способствуют росту числа заболеваний у детей.  Без сомнения одной из важных задач сегодня является сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор адекватных возрасту учеников технологий преподавания, которые устраняли бы перегрузку и сохраняли здоровье. Можно выделить основные потребности учащихся:

– потребность в движении;

– потребность в общении;

– потребность ощущать безопасность;

– потребность в похвале за каждый пусть маленький успешный шаг;

– потребность в прикосновении, рисовании, конструировании, мимике;

– потребность чувствовать себя личностью.

Таким образом, учителю необходимо строить процесс обучения, основываясь на этих потребностях и использовать определенные технологии обучения, не только развивающие, но и позволяющие сохранить психическое и физическое здоровье учащихся. Не случайно, основой внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта является обеспечение здоровьесберегающих условий обучения.

Известно, что, одним из наиболее трудных школьных предметов является иностранный язык по причине большой интенсивности, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

        “Здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.” (Н.К. Смирнов) Вопросом изучения здоровьесберегающих технологий занимаются такие ученые как М.М. Безруких, А.В. Левченко, Н.К. Смирнов, Л.Ф. Тихомирова, В.Ф. Базарный, Г.К.Селевко, В.Д. Сонькин, О.В. Петров,   В.И. Ковалько, А.А.Дмитриев и др.

          Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания повседневной жизни.

         На сегодняшний день тема моей работы является актуальной, так как одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования считается сохранение и укрепление здоровья детей.  Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является серьезной проблемой и предметом первоочередной важности, т.к. оно определяет будущее страны.  

        Новизна данной работы заключается в том, что мною был  разработан сборник, который можно использовать на занятиях по изучению английского языка. В сборнике содержатся шуточные стихи и рассказы, физкультминутки, песни, скороговорки и т.п. На личном сайте myengworld.ru представлен данный материал.

 2. Условия возникновения проблемы.

Обучение – самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость школьников на уроках иностранного языка вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений.

Так как  проблема здоровья школьников стала приоритетной, передо мной встали вопросы:

  • Как сделать процесс обучения комфортным для детей?
  • Как избежать стресса, утомления и падения интереса во время урока?
  • Как повысить мотивацию учеников к изучению английского языка?

Перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки.

Перспективы поиска новых путей повышения двигательной активности школьников связаны с новыми подходами к организации учебного процесса с учетом динамической составляющей урока. Чтобы повысить динамическую составляющую необходимо внести изменения в традиционную структуру урока, совместить образовательный компонент с динамической нагрузкой на всех этапах учебного процесса.

Переход на новую, личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания предполагает учителям иностранного языка уделить больше внимания здоровьесберегающим технологиям: смене видов деятельности, чередованию видов активности (интеллектуальной → эмоциональной →двигательной), включению “разрядок” (игры, разучивание стихов, инсценирование, пение), то есть личностное ориентирование – модель образования, метод сохранения и укрепления здоровья. Все это повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка.

  1. Цель и задачи педагогической деятельности.

Цель моей работы – разработать систему условий адаптивной образовательной среды на основе освоения и реализации технологий здоровьесбережения. А также выявить влияние применения  здоровьесберегающих технологий на успешность обучения и воспитания учащихся на уроках английского языка.

Игры и элементы здоровьесберегающих технологий – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах обучения и развития. Игры и элементы здоровьесберегающих технологий являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, которые имеют непосредственное отношение к проблеме здоровья детей.

Внедрение в учебный процесс игр и элементов здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников.

Задачи:

  1. Обобщение, систематизация и внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение английскому языку;
  2. Формирование адаптивной среды с использованием здоровьесберегающих технологий;
  3. Создание условий для удовлетворения образовательных потребностей ребенка;
  4. Создание копилки элементов здоровьесберегающих технологий и игр;
  5. Диссеминация собственного педагогического опыта по достижению высоких показателей качества знаний по английскому языку.

Основные направления деятельности:

  • Реализация здоровьесберегающих технологий через оптимизацию содержания и целенаправленную организацию урока английского языка.
  1. Технология реализации педагогической идеи.

Пока ребенок растет и формируется, педагоги, врачи, психологи, родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа перестала быть фактором, вредящим здоровью, а наоборот, была образцом такой среды, которая способствует полному раскрытию задатков ребенка, и реально готовит его к будущей жизни. Именно поэтому в школе необходимо формировать адаптивную среду на уроках.

   Дословно «адаптация» переводится с латинского языка как «приспособление». Жить – значит адаптироваться. Эмоциональная удовлетворенность школьника на уроках иностранного языка достигается за счет формирования комфортной психологической среды. На уроках английского языка адаптивную среду хорошо формировать через здоровьесберегающие технологии.

Создание и организация здоровьесберегающего урока – это достаточно сложный и творческий процесс. Эта технология должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья учащихся, т.е. должен осуществляться личностно-ориентированный подход при обучении. С помощью игр и элементов здоровосберегающих технологий на уроках английского языка создаются условия для здорового развития детей.

На уроках я использую:

  • методы позитивной психологической поддержки, поддержание познавательного интереса к изучению английского языка;
  • учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями;
  • принцип двигательной активности на уроке.

     Дети в процессе обучения должны чувствовать себя спокойно и естественно, быть смелыми и непосредственными. По словам К.Д.Ушинского, классу нужно позволять свободно волноваться, даже – бурлить в тех пределах, которые служат для успеха учения. Вот некоторые приемы, которые способствуют созданию активной и в то же время комфортной атмосферы на уроке:

  1. Положительный эмоциональный настрой на урок (снимает страх, создает ситуацию успеха)

         На своих уроках стремлюсь создать приятную, располагающую к занятиям обстановку. В этом мне помогают зарядки – релаксации, цель которых – снять напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции. Что ведет к улучшению усвоения материала.

          Видами релаксации могут быть различного рода движения, ролевые игры, групповая (парная) работа, пение, танцы, игры – соревнования, диалоги с героями сказок.

  1. Гимнастика:
  • пальчиковая гимнастика (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи);
  • дыхательная гимнастика (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей)
  • физкультминутка или динамическая пауза (снимают напряжение общей моторики);
  1. Смена видов деятельности  (разнообразие заданий: читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т.д.,  направленных на поддержание интереса и снятия повышенной утомляемости);
  2. Использование разных игр, игровых моментов (преобладающая форма деятельности у младших школьников, через которую ребенок познает мир, учится анализировать, обобщать, сравнивать);
  3. Оптимальный темп ведения урока;
  4. Подача материала наиболее доступным рациональным способом (предполагает воздействие на все каналы);
  5. Нетрадиционная система опроса;
  6. Музыкальное сопровождение;
  7. Групповой метод обучения.

    Немного подробнее я бы хотела остановиться на тех приемах, которые я сама активно использую на своих уроках:

  • Создание языковой парасреды через насыщение образовательного пространства единицами материальной культуры, стендами, фотографиями, буклетами, символами, аутентичными газетами, журналами. Все это способствует положительному эмоциональному настрою и повышению мотивации к изучению предмета. В системе использую аутентичные видеоресурсы на уроке, что позволяет моделировать ситуации, при которых изучение языка происходит при погружении в культурную среду носителей языка и облегчает стрессовую ситуацию при аудировании.
  • Похвала – средство создания благоприятного микроклимата. Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: «Excellent!», «Super work!», «Good sport!» «Beautiful work!», «You are fantastic!» и т.д. Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика.
  • Ролевая игра– это прием реализации здоровьесберегающих технологий, предполагающий самостоятельное языковое поведение, когда развитие ситуации происходит благодаря коммуникативной деятельности участников игры. Деятельность доставляет удовольствие и не угрожает личности ребенка, ученика. Такая игра в роль укрепит уверенность в себе. Также преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь. Подобные игры мы используем в каждом модуле на своих уроках. « В магазине», « В гостях», «Знакомство» и т.п.
  • Инсценирование. Театральные постановки на уроке – сильнейший мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Этот прием реализации здоровьесберегающих технологий способствует снятию усталости в процессе обучения английскому языку. С учащимися 4 класса мы инсценировали сказку «Репка», а также «Красная Шапочка» и т.п.
  • Проектная работа. Содействует развитию у учащихся «командного духа» и «чувства локтя»; вдохновения у детей на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать. Обеспечивает механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи. Один из популярных видов работы детей. В проекте проявляется все творчество. Проекты использую в каждом классе. В начальной школе начинаем с простой работы « The ABC» . Проекты разные по содержанию, оформлению. Некоторые из проектов представлены на личном сайте myengworld.ru.
  • Двигательная активность учеников. Отличительной особенностью многих упражнений на уроке английского языка является активная жестикуляция для подкрепления слухового образа визуальным. Здесь, на мой взгляд, срабатывает еще и другой вид памяти, который можно назвать «память тела» или «память мышц». Особенно это актуально на начальном этапе обучения английскому языку. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток. На уроках я также практикую зарядки для снятия мышечного утомления с пальцев при письме, для глаз.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход. Дифференцировать подход к ученику можно осуществлять в трех направлениях :
  1. По содержательной стороне (разный характер элементов знаний),
  2. По процессуальной стороне (содержание одно, но количество заданий и сложность разные),
  3. По мере педагогической поддержки. Использование дифференцированного подхода также способствуют сохранению здоровья учащихся.

 5. Результативность представленного педагогического опыта.

В данный момент наиболее значимыми результатами внедрения здоровьесберегающих технологий  в процесс обучения английскому языку  можно считать следующие:

  1. Повышение мотивации к урокам английского языка;
  2. Создание психологической комфортности процесса обучения;
  3. Увеличение работоспособности и усиление концентрации внимания;
  4. Повышение познавательной активности;
  5. Развитие самостоятельности, активности, умение найти правильное решение, дети учатся планировать свои действия;
  6. Развитие творческих способностей учащихся;
  7. Улучшение результатов обучения;
  1. Активное участие и победы в дистанционных предметных олимпиадах, конкурсах , проектах по английскому языку. Таких как «Ростконкурс», « Мега талант», «Олимпис», «Видеоуроки», «Большая школьная олимпиада», «Совушка», « ФГОС тест», «Инфоурок», «Учи.ру» и т.п.
  2. Положительная динамика уровня здоровьесберегегающей деятельности;
  3. Положительная оценка опыта работы на школьном уровне;
  4. Повышение педагогической культуры и диссеминация педагогического опыта в педагогическом сообществе и в конкурсном движении:

– активно участвую в работе школьного МО учителей иностранных языков;

– участие в региональном интернет-конкурсе и семинаре «Школы молодого учителя» в качестве наставника;

– один из видов здоровьесберегающей технологии, а именно проект в виде лэпбука был представлен на конкурсе «Учитель профильной школы» в номинации «Лучший образовательный продукт» и  стал лауреатом ( 2016, 2017гг);

публикуюсь  в педагогических  онлайн сообществах  (ПроШколу.ру, Мультиурок , Методисты.ру, englishteachers.ru, Инфоурок,), а также представлен опыт на выставке «Образование.Развитие.Успех».

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

использование здоровьесберегающих технологий на уроке английского языка является необходимым в условиях современной действительности. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных образовательных систем современности и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и как требование к любой педагогической технологии по ее воздействию на здоровье учащихся. Грамотное применение здоровьесберегающих технологий позитивно сказывается на микроклимате урока, способствует лучшему овладению материалом и повышению мотивации, снимает трудности и сводит к минимуму учебный стресс.